Среда, 25.06.2025, 00:17
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2017 » Апрель » 22 » Колокольня Софийского собора, Киев, Украина
16:30
Колокольня Софийского собора, Киев, Украина

Колоко́льня Софи́йского собо́ра (укр. Дзвіни́ця Софі́йського собо́ру) — колокольня собора Святой Софии в Киеве, памятник украинской архитектуры в стиле украинского (казацкого) барокко. Является одним из украинских национальных символов и символов города Киева.

Построена в 1699—1706 годах на средства гетмана Ивана Мазепы. Существенно перестраивалась в 1744—1748 годах по проекту Иоганна Шеделя, в 1851—1852 годах по проекту епархиального архитектора Павла Спарро надстроен четвёртый ярус. Вертикальная доминанта Верхнего города. Составляющая часть Национального заповедника «София Киевская».

Занесена в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО под № 527 (в комплексе монастырских сооружений собора Святой Софии). Является памятником культурного наследия национального значения, охранный номер № 1/2.

Интересные факты Колокольня Софийского собора в Киеве:

  • Высота колокольни — 76 метров.
  • Первая известная колокольня была деревянной и стояла с северо-восточной стороны собора, в отличие от современной, которая была возведена на юго-восток от него. Деревянная колокольня изображена как на рисунке голландского художника Абрахама ван Вестерфельда (1651), так и на плане города Киева полковника Ушакова. Вероятно, её построил Петр Могила во время реконструкции Софийского собора, проведённой в 1633—1647 годах — в это самое время здесь при его содействии создан мужской монастырь, а его территория обнесена высоким деревянным забором.
  • Эта колокольня была четырёхъярусной, с въездной аркой в виде полукруга на первом ярусе, на которой в срубе сделаны бойницы. На втором была открытая, ограждённая парапетом из резных балясин, галерея на резных столпах. Третий ярус имел круглые окна, а на четвёртом находились отверстия для колоколов и собственно колокола. Заканчивалась она фигурной главой с полуглавой.
  • Путешественник из Сирии Павел Алеппский, который побывал в Киеве в 1654 и 1656 годах, во время описания Софийского собора вспомнил очень высокую деревянную колокольню — самую высокую среди всех, которые он когда-либо видел. Также он видел колокол на ней.
  • Старая колокольня сгорела во время великого пожара 1697 года, во время которого были уничтожены также почти все деревянные монастырские сооружения.
  • Существует предположение, что высокое деревянное сооружение с четырёхскатным верхом, показанное на рисунке 1651 года слева от собора, является ещё одной колокольней.
  • Новая каменная колокольня в стиле барокко заложена в 1699 году, а завершена в 1706 году. Таким образом, она была первым каменным сооружением в монастыре, кроме собора.
  • Строительство происходило на средства гетмана Ивана Мазепы и при содействии киевского митрополита Варлаама Ясинского. Имя её архитектора неизвестно, в документах сохранилось лишь упоминание об одном из зодчих — «каменных дел подмастерье» Савве Яковлеве, жителе Киево-Печерского городка. Колокольня была сначала построена трёхъярусной с небольшим куполом, который увенчивался высоким шпилём с крестом.
  • Размещение колокольни восточнее собора является нетрадиционным, хотя и не запрещается канонами. Колокольня построена именно в этом месте с целью создать чёткий градостроительный ансамбль: таким образом достигалась зрительная связь с похожей колокольней Михайловского монастыря, а также замыкалась перспектива всех четырёх ворот Верхнего Города: Софийских, Печерских, Золотых и Львовских.
  • В 1709 году близ её стен состоялась торжественная встреча Петра I и его полководцев после победы в Полтавской битве, за что колокольню называли «Триумфальной».
  • Поскольку колокольня была возведена на месте древнего оврага, её верхние ярусы начали разрушаться уже вскоре после окончания строительства. Сооружение дало трещины, которые после землетрясения 1742 года усилились и стали угрожать обвалом всего здания. Поэтому в 1744 году под руководством зодчего Иоганна Шеделя была начата реконструкция колокольни. Разобран третий и частично второй ярус «мало не до звонов». Зато построены новые верхний и средний ярусы, также в стиле украинского барокко. Венчала её барочная глава с позолоченным шпилем, окрашенная звездочками на голубом фоне. Работы выполнялись на заказ на средства митрополита Рафаила (Заборовского). Реконструкция была закончена в 1748 году.
  • После закрытия монастыря в 1786 году и секуляризации земель монастырских имений много церковных зданий начали приходить в упадок из-за нехватки средств у Софийского собора. К концу XVIII века пришла в упадок и колокольня. Его завершил удар молнии, поразивший верх колокольни в 1807 году, спалив главу, которая была восстановлена только в 1812 году «по новому профилю» в стиле классицизма. Новая глава также имела шпиль и, как свидетельствуют мерительные чертежи, в целом формой повторяла старую, однако из-за её не очень удачных пропорций колокольня казалась несколько приземистой. Усиливалось это тем, что к середине XIX века окружающая территория уже была застроенная многоэтажными домами, и колокольня стала терять господствующее положение в застройке как площади, так и Верхнего города.
  • Во время проведения ремонтно-реставрационных работ 1851—1852 годов в комплексе сооружений бывшего Софийского монастыря было решено, что высота и внешний вид колокольни не соответствует её значению. Поэтому по личному распоряжению императора Николая I, который побывал в Киеве в 1850 году, было решено надстроить четвёртый ярус. По проекту епархиального архитектора Павла Спарро (в проектировании также участвовал академик Фёдор Солнцев) он был реализован в стиле барокко, с высокой барочной деревянной главой грушевидной формы, покрытой золотыми листами из меди.
  • Новый ярус в целом повторял лепную декорацию нижних ярусов, однако несколько нарушил пропорцию частей колокольни, правда, добавив им стройности. Высота колокольни достигла 76 метров. Это позволило ей снова доминировать в застройке Старого города. После реконструкции здание было окрашено в два цвета, что придало ему вид, близкий к современному.
  • В 1930 году колокольня вместе с Софийским собором были закрыты для богослужений и присоединены к Всеукраинскому музейному городку, который был создан в 1926 году на территории Киево-Печерской лавры. Вероятно, именно тогда с колокольни были сброшены все колокола, кроме «Мазепы». Существует версия, что только этот колокол был оставлен потому, что он имеет чрезвычайно оригинальный орнамент и большую художественную ценность, поэтому его решено было оставить как музейный экспонат.
  • В 1934 году территория бывшего Софийского монастыря объявлена Государственным историко-архитектурным заповедником.
  • Существует также несколько легенд о том, почему комплекс Софийского собора не был уничтожен в 1930-е годы, как соседний Михайловский Златоверхий собор и другие храмы. В первой говорится, что французский писатель Ромен Роллан специально прибыл в Москву, где встретился со Сталиным и убедил его оставить храм хотя бы по той причине, что он построен отцом королевы Франции Ярославом Мудрым. Согласно второй, французский посол угрожал разорвать дипломатические отношения в случае, если монастырь будет разрушен.
  • В начале Второй мировой войны все главы киевских храмов, которые были покрыты позолотой, закрасили суриком — то есть, рыжей краской. Сделали это потому, что они отражали свет даже в безлунную ночь, что могло служить хорошим ориентиром для немецких лётчиков. Однако после окончания войны перекрашивать главы назад не стали. Поэтому вопрос об обновлении внешнего вида колокольни и реставрации встал только при подготовке к празднованию трёхсотлетия Переяславской рады — в 1950 году.
  • Рабочие под наблюдением надзирателей сдирали сурик вместе с позолотой с колокольни, складывали в контейнеры и отправляли в Ленинград на монетный двор. Оттуда присылали уже готовые листы золота микронной толщины, которыми и покрывались главы. Реставрация собственно колокольни состоялась в 1953 году. Были проведены работы по восстановлению и реставрации лепных орнаментов и архитектурных деталей. При этом колокольню, которая на время реставрации была полностью белого цвета, окрасили голубой и белой краской.
  • Ещё одна реставрация была проведена в 1972 году.
  • В 1990 году на 14-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, которая проходила в канадском городе Банф, колокольня была включена в список Всемирного наследия в составе комплекса монастырских сооружений Софийского собора под № 527.
  • Последняя реставрация колокольни состоялась в 1997—2003 годах и стоила около 6 млн гривен. Во время реставрации стены первого яруса укреплялись впрыском цементно-песчаного раствора, который нагнетался под высоким давлением через отверстия в фасадных стенах. Так как раствор начал выливаться прямо со сводов внутренних помещений, работы не были полностью завершены. Кроме этого, были обновлены крест и позолота купола, отреставрированы внешние стены и декор.
  • После завершения реставрации, 27 июня 2003 года, впервые за несколько десятилетий, колокольня была открыта для посетителей.
  • На территории Софийского собора Институт геологических наук НАН Украины проводит гидрогеологический мониторинг. С 2001 года создана наблюдательная система, которая состоит из 12 гидрогеологических скважин и 4 гидрофизических кустов, некоторые из которых находятся у колокольни. После исследований вокруг неё был обнаружен похороненный строительный котлован, а под колокольней на глубине 4 м — сплошной фундамент из бутовой плиты на известковом растворе. Исследования указали также на то, что подземные воды на отдельных участках геологической основы поднимаются, что свидетельствует об антропогенном воздействии.
  • С 1995 года на колокольне проводятся геодезические наблюдения. Они показали, что за 17 лет наблюдений (до 2013 года) западный фасад осел на 16,1 мм, восточный — на 4,9 мм; разница — 11,2 мм. Рост неравномерности осадок фасадов началось после 2002 года. В результате по состоянию на 2013 год смещение верха здания в западном направлении на уровне креста составляло 186 мм.
  • В 2011 году было проведено обследование технического состояния конструкций колокольни, и выявились следующие повреждения: отдельные трещины на наружных стенах шириной раскрытия до 3 мм, отдельные трещины на сводах и перемычках до 3 мм, зоны намокания стен, повреждения стен грибком, выветривание кирпичной кладки, сколы, отслоения и выпадение штукатурки на карнизах ярусов.
  • От первоначальной постройки, возведённой в 1699—1706 годах, до нашего времени сохранились лишь первый и часть второго яруса. Несмотря на это, архитектура и декор колокольни выдержаны в одном стиле, поэтому воспринимаются как единое целое. Два нижних яруса в плане четырёхугольные, два верхних — восьмиугольные. Над ними возвышается грушевидная глава, покрытая позолотой и увенчанная куполом с крестом.
  • Колокольня украшена разнообразным лепным орнаментом, в который вплетены сюжетные барельефы — динамические фигуры ангелов в виде украинских парней в подпоясанных кафтанах, изображения купидонов, цветов в корзинах, масок, букетов, гирлянд, балдахинов над нишами, геральдических двуглавых орлов и тому подобное.
  • Восточный фасад, обращённый к Софийской площади, декорирован на третьем ярусе фигурами апостола Андрея и князя Владимира — основоположников христианства на Руси. Западный фасад, обращённый к монастырскому двору, украшен фигурами архангела Рафаила и апостола Тимофея — небесных патронов митрополитов Рафаила (Заборовского) (1731—1747) и Тимофея (Щербацкого) (1748—1757), при которых колокольня перестраивалась.
  • После реставрации и надстройки четвёртого яруса колокольню перекрасили в два цвета. Такая схема окраски сохранилась и по сей день. Во всех вариантах цвет лепки и украшений оставался белым или слоновой кости, а поле стен окрашивалось в зеленоватые или бирюзовые тона разной интенсивности. В наши дни орнаменты окрашиваются в ярко-белый цвет, стены — в бирюзовый, что в сочетании с сиянием золотой главы придаёт колокольне оттенок торжественной праздничности.
  • До 1930-х годов на колокольне было 20 колоколов. Среди них было пять «великих» колоколов: кроме «Рафаила» и «Мазепы», в порядке уменьшения размеров это были «полуелейный» (третий по величине), «повседневный» (четвёртый) и «постовой» (пятый). Кроме того, было девять «средних» и шесть «малых» — все безымянные. Все софиевские колокола были изготовлены в разное время исключительно киевскими мастерами.
  • Все старые колокола были сброшены с колокольни в 1930-е годы и отправлены на переплавку. Поэтому во дворе собора во время работ довольно часто находят бронзовые обломки, которые откалывались от падающих колоколов.
  • Старые софийские колокола возобновлены не были, потому что, хотя и сохранились некоторые данные о них и даже фотографии, однако ни чётких размеров, ни характер их украшения так установить и не удалось. Кроме того, тяжёлые колокола негативно влияли бы как на саму колокольню, так и на отделку Софийского собора. Поэтому было принято решение об изготовлении новых, более лёгких колоколов.
  • На втором ярусе колокольни сохранился колокол «Мазепа», отлитый в 1705 году известным в то время киевским мастером Афанасием Петровичем. Название колокола происходит от имени мецената, давшего средства на его отливку, как и на строительство всей колокольни — гетмана Ивана Мазепы. «Мазепа» — самый большой среди всех бронзовых колоколов, сохранившихся на Украине; является одним из самых богатых по орнаментальным украшениям. Диаметр колокола составляет 1,55 м, высота — 1,25 м. Весит он около 2 тонн.
  • В 2008 году, к 1020-ой годовщине Крещения Руси, на колокольне были установлены 20 новых бронзовых[35] колоколов — согласно проведённым расчетам, именно такое количество различных колоколов в сочетании с «Мазепой» должно давать полноценное звучание. Самый большой из них весит 300 кг, наименьший — 4 кг; общий вес всех колоколов — 835 кг, что намного меньше веса большинства старых колоколов.
Просмотров: 553 | | Теги: достопримечательности, Украина, Колокольня Софийского собора, киев, интересные факты | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: