Четверг, 19.09.2024, 05:15
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2017 » Апрель » 29 » Ла-Пасьега пещера, Пуэнте-Вьесго, Испания
19:58
Ла-Пасьега пещера, Пуэнте-Вьесго, Испания

Пещера Ла-Пасьега (исп. La Pasiega), расположена в испанском муниципалитете Пуэнте-Вьесго, является одним из важнейших памятников Искусства периода Палеолита в Кантабрии. Входит в список Всемирного Наследия Человечества ЮНЕСКО с июля 2008 года, в составе группы «Пещера Альтамира и наскальное искусство периода Палеолита на севере Испании» (анг. Cave of Altamira and Paleolithic Cave Art of Northern Spain).

Располагается в сердце провинции, посреди долины реки Пас, недалеко от пещеры Орнос-де-ла-Пенья и горы Кастильо, в которой также находятся пещеры Лас-Монедас, Лас-Чименеас и Эль-Кастильо. Вместе взятые, пещеры горы Кастильо образуют удивительно полный комплекс, как с художественной, так и с точки зрения материальной культуры Каменного века. Ла-Пасьега состоит в основном из огромной галереи, длиной около 120 метров (разведанный участок), которая проходит более или менее параллельно склону горы и выходит на поверхность в шести точках — шести небольших устий, большинство из которых заблокированы, а два, в настоящее время, обустроены как вход для посетителей. Основная галерея, длиной около 70 метров, разветвляется на второстепенные, более глубокие, извилистые и лабиринтообразные галереи, которые в некоторых местах расширяются, образуя залы. Залы II—VIII, Зал Галереи B и Зал XI Галереи С содержат произведения живописи периода Палеолита. В последних двух также располагаются пещерные святилища.

Описанные находки относятся, главным образом, к позднему этапу солютрейской культуры и раннему этапу мадленской, несмотря на что, встречаются и более древние предметы. По всей пещере рассеяны остатки наскального искусства — краски и высеченные гравюры. Выделяются изображения лошадиных, оленевых (самок и самцов) и полорогих пород. Также встречаются многочисленные абстрактные изображения.

Интересные факты пещера Ла-Пасьега в Испании:

  • Научное открытие пещеры Ла-Пасьега принадлежит Вернерту и Обермайеру, которые, находясь на раскопках в пещере Эль-Кастильо в 1911 году, получили от рабочих известие о другой полости, находящейся поблизости, которую местные жители называли «Пасьега». Исследователи сразу определили, что грот содержал произведения наскальной живописи. Некоторое время спустя, аббат Брейль, сам Обермайер и Эрмилио Алькальде дель Рио предприняли его систематическое изучение. Результаты не поспели к завершению большого труда, который в том же году опубликовали Брейль, Алькальде дель Рио и Сьерра и вошли в отдельную монографию 1913 года, которая сыграла решающее значение в развитии научных исследований доисторического наследия в Испании.
  • До этого, в 1903 году, Алькальде дель Рио открыл пещеру Эль-Кастильо, в которой, как отмечалось, Обермайер руководил первыми раскопками в период 1910—1914. После этого многие квалифицированные специалисты периодически возобновляли работы.
  • В настоящее время исследования ведут археологи Родриго де Бальбин Берманн и Сесар Гонсалес Сайнс. После открытия и первых экспедиций к «Ла-Пасьеге», зона мало посещалась — в частности, из-за тяжелого исторического периода, который пережила Испания.
  • В 1952 году, во время расчистки земель под посадки эвкалипта, была обнаружена ещё одна пещера с небольшим кладом денег XVI века, которая получила название «Лас-Монедас» («Монеты») и в которой также было найдено святилище с наскальными рисунками и гравюрами. Это открытие навело инженера Альфредо Гарсию, Лоренсо на мысль о том, что гора Кастильо хранила и другие тайны. Геологическая разведка под его руководством обнаружила на следующий год другую пещеру с наскальными рисунками — «Лас-Чименеас», а также другие более мелкие пещерки, такие как Ла-Флеча, Кастаньера, Лаго.
  • В пещере были найдены предметы, принадлежащие к солютрейской и мадленской культурам Кантабрии, которые послужили основанием для приблизительной датировки наскальных росписей.
  • В 1951 году раскопками руководил доктор Хесус Карбальо. На базовом уровне были найдены неоднозначные по своим характеристикам объекты, возможно принадлежащие к мустьерской культуре. Над ними возвышался относительно богатый солютрейский уровень, содержащий, весьма характерные материалы, такие как лавровые листы и изготовленные под давлением зубчатые наконечники тончайшей работы, а также ассегаи. Эти находки относятся к более позднему этапу солютрейской культуры.
  • Наиболее ранний слой также изобиловал находками: резцами, шилами, просверленными предметами из костей и зубов, принадлежащим, возможно, к раннему периоду мадленской культуры.
  • Ла-Пасьега является образцом пещеры-святилища, а точнее — ряда святилищ разных эпох, построенных по определенным правилам. По всей видимости, эта идея созрела у выдающегося французского археолога, как раз во время изучения пещер Кантабрии в составе международной команды, исследовавшей пещеру Эль-Пендо в 50-е годы.
  • Хоакин Гонсалес Эчегарай, а позже его сотрудники, несколько раз пересчитывали представленные на рисунках виды животных. В результате считается, что на скалах изображено более 700 фигур, в том числе: 97 оленевых (69 самок и 28 самцов), 80 лошадиных, 32 козьих, 31 полорогое (17 зубров и 14 туров), два северных оленя, одно плотоядное, одна серна, один большерогий олень, одна птица и одна рыба, а также присутствует один возможный мамонт и около 40 неопределенных четвероногих, помимо более 130 характеризующихся удивительным разнообразием абстрактных знаков, (например, тектиформ), нескольких человекообразных фигур и сотен практически стертых пятен и следов.
  • Если судить по этим данным, можно предположить, что Ла-Пасьега являлась храмом, посвященным, в основном, оленю.
  • В гроте размещаются два разных Святилища: восточное, занимающее Галереи A и B, и западное, в Галерее C. В промежутке между ними, в Зоне D, также возможно существование третьего, менее крупного, святилища, которое, впрочем, также может являться придатком западного. Наиболее представительными являются дальняя зона Галереи A, главный зал Галереи B и Зал XI в Галерее С.
  • В целом, между разными святилищами можно отметить ряд четких различий. В самой значительной из них —Галерее A— отсутствуют гравюры, за исключением некоторых фигур, в которых они сочетаются с плашечной раскраской. Напротив, в обилии встречается пунктирование, наряду с другими техниками раскраски, в основном, красного цвета. Ибекс встречается очень редко, а оленевых, с другой стороны, почти вдвое больше, чем лошадей, и в пять раз больше, чем полорогих. Наблюдается множество абстрактных фигур и прямоугольных тектиформ.
  • В Галерее B, с меньшим количеством изображений, отсутствует пунктирование, в то время как гравировка (простая или нарезная) приобретает определенное значение. Козьи по-прежнему встречаются редко, за исключением зала, который был открыт в 60-е годы, а абстрактные знаки характеризуются разнообразием. Особенно оригинальна так называемая «надпись».
  • В Галерее C располагаются два, так сказать, независимых святилища. В обоих присутствует нарезная гравировка, но, в то время как первый из них выполнен в основном в красном цвете, во втором преобладает чёрный. Кроме того, козьи занимают более выдающиеся позиции, чем в других местах пещеры. Абстрактные знаки, особенно красные, выделяются своей оригинальностью.
  • Как в Галерее A, так и в Галерее С, встречаются двухцветные рисунки, хотя в каждом случае разного типа.
  • Ла-Пасьега содержит множество наложений и перекрасок, которые позволяют установить относительную хронологию росписей. С другой стороны, большое разнообразие использованных техник и цветов указывает на то, что пещера использовалась на протяжении довольно широкого периода. Авторы монографии 1913 года определили три стадии, охватывающие практически все развитие искусства Палеолита: два этапа ориньякской культуры, однин солютрейский и редкий двухцветный эпигон, который, возможно, принадлежал к мадленской культуре. Позже Анри Брейль, один из авторов монографии, установил одиннадцать художественных этапов с той же временной амплитудой.
Просмотров: 360 | | Теги: достопримечательности, Ла-Пасьега пещера, испания, Пуэнте-Вьесго, интересные факты | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: