Четверг, 12.09.2024, 09:16
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2017 » Март » 23 » Наскальные рисунки в Альте, Норвегия
21:51
Наскальные рисунки в Альте, Норвегия

Наскальные рисунки в Альте, или петроглифы в Альте — часть археологического музея в городе Альта (в другом написании — Алта) в фюльке Финнмарк на севере Норвегии.

С момента обнаружения первых петрографов, которые были открыты в 1972 году, более чем 5000 наскальных рисунков были найдены на нескольких участках вокруг Альты. В местечке Jiepmaluokta, который находится примерно в четырёх километрах от Альты, находится около 3000 различных рисунков. Сейчас это место превращено в музей под открытым небом. 3 декабря 1985 года петроглифы в Альте были занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это единственный в Норвегии памятник доисторического периода, занесённый в список Всемирного наследия.

В целом в Норвегии известно несколько десятков памятников с петроглифами каменного века, в том числе в Мёллерстуфоссене, Теннесе и ряд других.

Самые ранние петроглифы в районе Альты датируются примерно 4200 г. до н. э., а самые поздние — примерно 500 г. до н. э., хотя некоторые исследователи считают, что наскальные рисунки появлялись здесь вплоть до 500 года н. э. Широкое разнообразие изображений говорит о культуре охотников-собирателей, которые умели управлять стадами оленей, строить лодки и заниматься рыболовством, а также практиковали шаманские обряды. Не так много известно о культуре, которая произвела эти рисунки, хотя предполагают, что люди, сделавшие эти рисунки, были потомками культуры Комса. Некоторые исследователи также убеждены в том, что саамы являются потомками этих древних резчиков по камню.

Интересные факты:

  • В то время, когда рисунки были созданы, северная часть Норвегии была населена охотниками-собирателями, которые считались потомками культуры Комса, археологической культуры охотников и собирателей эпохи позднего палеолита и раннего мезолита, которые распространились вдоль норвежского побережья, занимая территории, которые освобождались отступающими ледниками в конце ледникового периода, примерно 8000 до н. э.
  • По наскальным рисункам Альты, которые создавались на протяжении почти 5000 лет, можно проследить множество культурных изменений, в том числе изобретение металлических инструментов, а также достижения в таких областях, как судостроительство и усовершенствование методов рыбной ловли.
  • Наскальные рисунки, особенно, самого раннего периода, показывают большое сходство с петрографами из северо-западной части России. Таким образом, можно сделать вывод о возможном контакте между параллельно развивавшимися культурами на обширных пространствах крайнего Севера Европы.
  • Петроглифы в Альте были созданы с использованием зубила из кварцита и молота из более твёрдых пород. Возможные образцы долота были обнаружены на всей территории вокруг Альты, и выставляются в музее Альты. По-видимому, каменное долото использовалось здесь даже после изобретения металлических инструментов.
  • Из-за эффекта поднятия поверхности после отступления ледника вся Скандинавия поднималась над уровнем моря, после конца ледникового периода. Хотя этот эффект по-прежнему заметен и сегодня (рост происходит со скоростью около 1 см в год), он, как полагают, раньше шёл гораздо более быстрыми темпами. Возможно, в те времена, когда петроглифы Альты были созданы, этот подъем земной коры был заметен в течение жизни одного поколения. Считается, что большинство из петроглифов были изначально расположены непосредственно на береговой линии и постепенно переместились на несколько десятков метров от моря из-за поднятия уровня суши.
  • Первые рисунки были обнаружены осенью 1972 года в районе Jiepmaluokta (на саамском языке название означает «залив тюленей»), около 4 километров от центра города Альта. В течение 1970-х годов многие другие петроглифы были открыты по всей окрестности вокруг Альта.
  • Основная масса петроглифов располагается вокруг Jiepmaluokta (из около 5000 известных рисунков, здесь находятся более 3000). Система деревянных настилов общей протяженностью около 3 километров была построен в Jiepmaluokta во второй половине 1980-х годов, и музей Альта был переведен из центра города в район расположения петроглифов в 1991 году.
  • Несмотря на то, что вокруг Альта существуют другие известные скопления петрографов, Jiepmaluokta остается единственным общедоступным местом.
  • Большинство скал вокруг Альта заросло мхами и лишайниками. После обнаружения первых петрографов, начали бережно удалять эти наросты со скал и камней, чтобы отыскать новые рисунки, скрытые от глаз человека. Когда обнаруживаются новые петроглифы, их фотографируют и заносят в базу данных.
  • Особый уход за петрографами не является необходимым, поскольку они в целом достаточно глубоко врезаются в поверхность. Только в районах, доступных для туристов, петроглифы заполнены специальной красной охрой для их лучшей визуализации.
  • Альта Музей экспонирует находки, связанных с культурой, которая создала петроглифы, а также несколько экспозиций связанных с саамской культурой и историей района Альта во время Второй мировой войны. В 1993 году музей Альты получил почётное звание «Европейский музей года».
  • Поскольку не существует никаких письменных источников периода создания петрографов, нет способов узнать какие цели преследовали создатели наскальных рисунков и что стимулировало их создание. Возможно, они использовались в шаманских обрядах, обозначали границы территорий племен, представляют собой запись важнейших событий в истории племени или даже были простейшей формой искусства, то есть служили эстетической цели.
  • На скальных рисунках можно найти широкий спектр животных. Среди них преобладает изображение оленей, зачастую они объединены в большие стада, на которые ведется охота. Изображения оленей за забором, по-видимому, указывают на то, что определенный контроль над этими животными существовал с давних времен. Кроме оленей часто можно найти изображения лосей, различных видов птиц и рыб.
  • Медведь, по-видимому, играл особую роль в культуре доисторических людей: они занимают важное место на многих наскальных рисунках и часто изображаются не только в качестве животных, на которых ведется охота, но также часто можно найти петроглифы, из которых можно сделать выводы, что медведь был символом поклонения.
  • Подавляющее большинство сцен, изображающих людей, показывают охотников преследующих свою добычу. Эти сцены традиционно связываются с обрядами подготовки к охоте, хотя современные исследователи склоняются к более сложному объяснения и считают, что изображения различных охотничьих и рыболовных сцен представляют символы отдельных племен, а взаимодействие между ними — это существующие или желаемые межплеменные отношения.
  • Особый интерес представляет рисунки лодок: в то время как небольшие рыбацкие лодки появляются с самых ранних петрографов, позже появляются всё более крупные суда, некоторые из которых перевозят до 30 человек и украшены изображениями животных на носовой и кормовой частях, напоминая драккары викингов.
  • Самые загадочные петроглифы — это набор геометрических символов, которые были найдены среди самых старых наскальных рисунков в этом районе. Некоторые из этих объектов имеют округлую форму и окружены по периметру другими объектами, также встречаются сложные структуры, состоящие из вертикальных и горизонтальных линий.
Просмотров: 325 | | Теги: норвегия, Наскальные рисунки в Альте | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: