16:59 Осун-Осогбо, Нигерия | |
Кроме культурного и исторического, Священная роща Осун-Осогбо имеет также научное и образовательное значение. Благодаря своему богатому животному и растительному миру, она стала местом проведения различных исследований и наблюдений. Её густые лесные насаждения являются одними из последних уцелевших высоких лесов на юге Нигерии, растительный мир которых насчитывает более 400 различных видов, из которых около двухсот используются с лечебной целью. История Роща Осун-Осогбо имеет общую площадь около 75 гектаров и расположена на берегах реки Осун, в окрестности города Осогбо, штата Осун Нигерии. Она является священной для народа йоруба и считается местом обитания богини плодородия Осун. В ней расположены дворец, сорок святынь, посвященных Осун и другим божествам йоруба, а также ещё девять мест поклонения на берегу реки — все соединены между собой ритуальными тропами. Считается, что Осун является духовной матерью населения города Осогбо, а священная роща символизирует договор, заключенный между Ларуйе, основателем поселения, и богиней: защита и процветание в обмен на почитание духа леса и возведение храма в её честь. До 30-40-х годов XX века каждый город народа йоруба имел подобные священные рощи. Но под давлением урбанизации, распространением ислама и изменений в культуре, большинство из них атрофировались или исчезли вообще. Осун-Осогбо постигла бы аналогичная судьба, если бы не вмешательство deСюзанны Венгер — австрийской художницы, которая эмигрировала из Европы в Нигерию, где заинтересовалась и начала изучать культуру йоруба, через некоторое время обручилась с местным священником и стала верховной жрицей. В начале 1950-х годов изменения в политическом устройстве и религиозных предпочтениях в Нигерии оказали своё влияние и на Осун-Осогбо: проведением традиционных ритуалов и обрядов поклонения стали пренебрегать, постепенно уменьшалось количество священников и последователей религии, распространилось мародёрство и хищение скульптур. Кроме того, часть Священной рощи была отведена на нужды сельского хозяйства: вырубались деревья, закладывались плантации тика, стали законными, ранее запрещенные, охота и рыболовство на её территории. Общественная активистка и поклонница культуры йоруба, Сюзанна Венгер переехала в Осогбо и, при поддержке местной общины, создала движение нового сакрального искусства, целью которого стало возвращение утраченных земель, запрет промыслов и защита Священной рощи от полного уничтожения. Привлекая к сотрудничеству и других художников, Венгер начала постепенное восстановление Осун-Осогбо. Все утраченные скульптуры были восстановлены, но исполнены, в отличие от традиционных — подвижных, деревянных и небольшого размера, — стационарными, большими, из цемента и железа, что должно было отпугивать грабителей и защитить от дальнейшего ограбления Священной рощи. При этом скульптуры всё же изготавливались согласно мифологии йоруба, через консультации с богами, которые проводились по установленным традициям. Постепенно Осун-Осогбо был полностью восстановлен и стал символом самоидентификации для всего народа йоруба, а также визитной карточкой города Осогбо. В 1965 году части Священной рощи был присвоен статус национального памятника, в 1992 — всему объекту площадью 75 гектаров, в в 2005 он вошёл в число Всемирного наследия ЮНЕСКО. Целиком посвятив себя Осун-Осогбо, Сюзанна Венгер до последних дней жила в Нигерии, умерла в 2009 в возрасте 93 лет. Фестиваль Восстановленный Осун-Осогбо стал местом паломничества и главным сакральным объектом для йоруба, в том числе и для представителей африканской диаспоры. Также, ещё с 1370 года до наших дней сохранилась традиция проведения каждый август празднований, которые символизируют воссоединение народа со своими предками и основателями Осогбо, призванные вызывать духи бывших царей, а также поддерживать связи с божествами из Священной рощи. В настоящее время мероприятия получили название «Фестиваль Осун-Осогбо», на который, кроме этнических йоруба, приезжают многочисленные туристы. Фестиваль длится двенадцать дней и начинается традиционным духовным очищением города под названием Ивопопо (йоруба Ìwòpòpò). Затем, через три дня, торжественно зажигается 500-летний светильник, который называется Олоджумериндинлоган (йоруба Olójúmérìndínlógún). Ещё через четыре дня происходит Айбориэйд (йоруба Ìboríadé) — собрание всех бывших правителей для осуществления благословения. Завершается фестиваль праздничным шествием всего народа к Священной роще во главе со священниками и жрецами — с песнями, танцами и в сопровождении барабанщиков. | |
|
Всего комментариев: 0 | |