Пу́ма Пу́нку (кечуа Puma Punku) — мегалитический комплекс строений, расположенный рядом с более известным мегалитическим комплексом — Тиуанако, в Боливии, в 72 км от Ла-Паса вблизи восточного берега озера Титикака.
В переводе с кечуа Пума Пунку означает «Дверь Пумы». Комплекс представляет собой насыпь, преимущественно глиняную, облицованную мегалитическими блоками. Её размеры с севера на юг составляют 167,36 м, с востока на запад — 116,7 м. На северо-восточных и юго-восточных углах имеются дополнительные прямоугольные объёмы облицованной насыпи шириной 20 метров и длиной 27,6 м. Ниже уровня насыпи устроен прямоугольный внутренний двор, стены и поверхность которого также состоят из мегалитов.
На восточном краю Пумы Пунку располагается терраса, так называемая «Платформа Литица». Её размеры — 6,75 м на 38,72 м. В состав Платформы входит самый большой каменный блок из обнаруженных в Пума Пунку и Тиуанако. Размеры этой монолитной плиты красного песчаника составляют 7,81 м длины, 5,17 метров ширины и, в среднем, 1,07 метра толщины. Оценочный вес — порядка 131 тонны.
Интересные факты о мегалитическом комплексе Пума Пунку в Боливии:
- Насыпь Пума Пунку в основном состоит из глины, а края заполнены речным песком и булыжниками.
- Археологические исследования установили, что комплекс возводился в три основных этапа.
- Принято считать, что в период своего расцвета Пума Пунку представлял блистательное зрелище. Однако современное понимание исходного значения и роли данного комплекса является весьма приблизительным из-за отсутствия исторических письменных источников с одной стороны и разрушительного действия времени, в частности варварского уничтожения каменных блоков, использовавшихся для производства щебня при строительстве железной дороги, с другой.
- Интересно также, что в раскопках окрестностей Пума Пунку в 50-х годах XX века был найден такой Неуместный артефакт, как керамическая чаша — Фуэнте Магна (исп. Fuente Magna), содержащая раннюю шумерскую клинопись. В настоящее время она хранится в Музее драгоценных металлов (исп. Museo de Metales Preciosos), Ла-Пас (Боливия).
- Применение методов магнитометрии, электрической проводимости и сейсморазведки позволили установить, что в радиусе одного километра от комплекса имеются скрытые под землёй остатки различных строений, мостовых и даже водопроводов.
- С момента открытия Пума Пунку одним из важнейших предметов исследования было определение возраста комплекса. Этим, в частности, занимались такие исследователи Андских культур, как Исбел В. Х. (Isbell W. H.) и Вранич А. (Vranich. A.). Радиоуглеродный анализ нижнего слоя насыпи Пума Пунку определил, что начало работ на первом из трех строительных этапов произошло в 536—600 годы н. э. Причём этот слой укладывался непосредственно на отложения Плейстоцена.
- Самым крупным каменным монолитом Пума Пунку является блок красного песчаника приблизительным весом в 131 тонну и размерами 7,81 м х 5,17 м х 1,07 м. Второй по размеру блок — примерным весом 85,2 тонны и размерами 7,9 м х 2,5 м х 1,86 м. Оба этих монолита входят в состав «Платформы Литица».
- Детальные петрографические и химические исследования образцов каменной кладки Пума Пунку и камней из окружающих месторождений определили, что блоки красного песчаника доставлялись из карьера с расстояния в 10 километров, а меньшие блоки андезита транспортировались с расстояний приблизительно в 90 км.
- Имеется ряд теорий, описывающих доставку камней из карьеров, но ни одна из них не является общепризнанной. Наиболее устоявшиеся из них предполагают наличие большого количества людей и использование верёвок из шкур ламы в сочетании с искусственными наклонными плоскостями.
- Каменные блоки комплекса обрабатывались таким образом, что форма и качество поверхности позволяли стыковать их между собой без использования цементных растворов, являясь как бы элементами своего рода Лего.
- Отметим, что точность выполнения сопряжений свидетельствует о серьёзных знаниях в части начертательной геометрии и владении потерянными ныне технологиями обработки камня. В зазор многих блоков не входит даже бритвенное лезвие.
- Среди блоков Пума Пунку имеется значительное число взаимозаменяемых типовых элементов. Это, по всей видимости, было следствием их массового производства, что технологически опережало будущих местных жителей на многие столетия. Откопанные в наше время и установленные рядами блоки Пума Пунку очень напоминают склад готовой продукции современного завода Железобетонных конструкций. Только на заводе изделия льют из бетона, а камни Пума Пунку каким-то образом обрабатывали в твёрдом состоянии и даже выполняли в них глухие отверстия сложной формы.
- Для создания надёжного фундамента комплекса Пума Пунку строители рыли котлованы, заполняя их слоями песка и щебня. Такие слои оказались идеальной основой мегалитического сооружения. Строители комплекса также эффективно решили задачи функционирования ирригационной системы и удаления сточных вод.
- Необходимо отметить использование ][-образных стяжек, изготовленных из уникального соединения бронзы, никеля и мышьяка. Они применялись для дополнительного крепления каменных блоков между собой. Видимо, для повышения прочности изготавливались такие стяжки методом ковки.
- Так как письменные источники времён строительства комплекса отсутствуют, о его исходном культурном и духовном значении можно лишь догадываться. В этой связи принято считать, что область Пума Пунку и Тиуанако служило своего рода религиозным центром андского мира, привлекавшим паломников. Эту версию косвенно подтверждает то, что раскопки местности, окружающей Пума Пунку и Тиуанако, не выявили никаких культурных слоёв. То есть следов постоянного населения здесь обнаружить не удалось.
|