Четверг, 19.09.2024, 05:29
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2017 » Апрель » 19 » Сан-Суси, Потсдам, Германия
21:09
Сан-Суси, Потсдам, Германия

Сан-Суси́ (от фр. sans souci — без забот) — самый известный дворец Фридриха Великого, расположенный в восточной части одноимённого парка в Потсдаме. Дворец был возведён в 1745—1747 годах по проекту самого короля. Практическая сторона осуществления королевского замысла была поручена близкому другу короля — архитектору Георгу Венцеслаусу фон Кнобельсдорфу.

В 1990 году Сан-Суси с его дворцами и большим парком внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО со следующим обоснованием: «Дворец и парк Сан-Суси, часто называемые „прусским Версалем“, являют собой синтез художественных направлений в европейской городской и придворной архитектуре XVIII в. Ансамбль является выдающимся образцом архитектурного творчества и ландшафтного дизайна, возникшего на интеллектуальной основе монархической идеи государственного устройства».

Интересные факты Сан-Суси:

  • Знаменитые виды на сады в Сан-Суси появились благодаря решению Фридриха Великого разбить виноградники на южных склонах Борнштедтских холмов.
  • Когда-то на холмах росли дубы. При «короле-солдате» Фридрихе Вильгельме I деревья вырубили и использовали для укрепления болотистых почв в строящемся Потсдаме.
  • 10 августа 1744 года Фридрих Великий повелел разбить на голых холмах виноградные террасы.
  • Центральная часть шести широких террас, разбитых на склоне холма, была углублена для того, чтобы максимально использовать солнечное освещение.
  • На шпалерах вилась виноградная лоза, привезённая не только из Португалии, Италии, Франции, но и из Нейруппина, а в 168 застеклённых нишах рос инжир. Передняя часть террас, отделённая изгородью из фруктовых шпалер и украшенная формовыми тисами, засевалась газоном.
  • По центральной линии на вершину холма вели 120 (сейчас 132) ступеней, разделённые на шесть пролётов в соответствии с количеством террас, а с двух сторон холм обустроен подъездной рампой.
  • Под холмом, в партере в 1745 году был заложен декоративный сад, центр которого в 1748 году занял «Большой фонтан». Фридрих не смог насладиться видом бьющего фонтана из-за того, что нанятые им специалисты плохо владели фонтанным делом.
  • С 1750 года чашу фонтана окружают мраморные статуи Венеры, Меркурия, Аполлона, Дианы, Юноны, Юпитера, Марса и Минервы, а также аллегорическими изображениями четырёх элементов: огня, воды, воздуха и земли. Венеру и Меркурия работы скульптора Жана-Батиста Пигаля и две скульптурные группы на темы охоты, аллегории воздуха и воды работы Ламбера-Сигисбера Адама были подарены французским королём Людовиком XV. Остальные скульптуры были выполнены в мастерской Франсуа-Гаспара Адама, руководившего основанным Фридрихом Великим французского скульптурного ателье в Берлине. Дополнения в так называемую «французскую рондель» вносились до 1764 года.
  • Неподалёку находился и кухонный сад, Фридрих Вильгельм I приказал разбить его ещё в 1715 году. Свой огород «король-солдат» иронично называл «мой Марли», намекая на изящный сад Марли-ле-Руа французского «короля-солнца» Людовика XIV.
  • Идея гармонии между человеком и окружающей природой нашла своё отражение в расположении и декоративном оформлении дворца Сан-Суси, разместившегося на вершине виноградного холма.
  • Виноградники появились в Бранденбургской марке ещё в XIII в., но никогда прежде они не занимали здесь центральное место в художественном оформлении декоративных садов монархов.
  • Виноградные террасы Сан-Суси образуют ядро парка, которое венчает небольшой замок, который Фридрих Великий называл своим «маленьким виноградарским домиком».
  • Здесь на лоне природы, наслаждаясь прекрасными видами из окон дворца, прусский король проводил летние месяцы, предаваясь своим увлечениям и художественным наклонностям и занимаясь государственными делами.
  • Ветряная мельница, стоявшая в этой местности на холме ещё до постройки дворца, подчёркивала сельскую идиллию и являлась по мнению Фридриха украшением Сан-Суси.
  • Известна легенда о трениях короля с местным мельником. Шум от работающих механизмов ветряка мешал королю и он решил её выкупить, но мельник не давал согласия на это. Король пригрозил, что отнимет её в силу монаршей власти, на что мельник ответил, что если бы в Берлине не было бы королевского суда, то он бы воспринял угрозу всерьёз.
  • Фридрих, который считал справедливое правосудие одной из основ своего государства, удовлетворился точкой зрения мельника и оставил его в покое.
  • 13 января 1745 года указом своего кабинета Фридрих Великий распорядился о строительстве загородного дома в Потсдаме. По его эскизам архитектор Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф создал проект будущего Сан-Суси. Кнобельсдорф предложил Фридриху возвести цокольный этаж, оборудованный погребами, и перенести здание к самому краю верхней террасы, чтобы оно хорошо смотрелось из «партера», но Фридрих отказался.
  • По замыслу Фридриха дворец Сан-Суси должен быть одноэтажным, а цоколем ему должен был служить сам холм. Фридрих отказался от длинных лестниц, из внутренних помещений он хотел выходить непосредственно на широкую террасу, ведущую в сад.
  • Фридрих II принимал активное участие в процессе строительства всех возводимых для него архитектурных сооружений как с административной, так и с художественной точки зрения. Эскизы создавались по заданным им параметрам, до начала строительства составлялась предварительная смета расходов. Работы начинались только с разрешения короля.
  • Спустя два года после начала строительства 1 мая 1747 года, несмотря на то, что ещё не все залы дворца были готовы, состоялось торжественное открытие виноградарского дворца. В мирное время Фридрих жил во дворце с конца апреля до начала октября. Здание дворца предназначалось исключительно для короля и приглашённых им гостей.
  • После вступления на трон в 1740 году Фридрих отдал своей супруге Елизавете Кристине Брауншвейг-Бевернской дворец Шёнхаузен под Берлином. Сан-Суси был не только дворцом без забот, он был также дворцом «sans femmes» — без женщин.
  • ворец Сан-Суси считался исключительно частным дворцом и не предназначался для представительских целей. Дворец Сан-Суси — единственный, который не связан с демонстрацией военной силы. Это частная резиденция философа, своего рода эрмитаж, в котором он окружил себя любимыми картинами, книгами, собаками, конями, людьми.
  • Ещё до строительства дворца Фридрих распорядился разместить на верхней террасе холма погребальную камеру, где следовало его похоронить (изначально он хотел быть похороненным в Райнсберге). Как-то прогуливаясь по верхней террасе, Фридрих указал своему компаньону на строящуюся погребальную камеру и пояснил: «Только когда я буду здесь, я буду без забот». На дворце была размещена надпись Sans, souci., но впоследствии никто не вспоминал об этом пояснении Фридриха, что позволило интерпретировать её так, что король якобы там собирался жить без забот и отдаваться развлечениям.
  • Старый Фриц, как его называли в народе, умер 17 августа 1786 года в кресле в своём кабинете во дворце Сан-Суси. В своём завещании он пожелал, чтобы его похоронили в могиле рядом с его любимыми псами.
  • На нагробной плите лежат круглый год клубни картофеля. Это знак благодарности от признательных граждан прусскому королю, который в XVIII веке заставил своих крестьян выращивать новый овощ, не раз спасавший их потом от голода. По легенде, сломить сопротивление прусских крестьян, говоривших: "Да мы и собак не можем заставить есть эту гадость!", помог хитрый ход Фридриха. Он якобы посадил картофель на охраняемом участке и объявил его королевским овощем, который никто, кроме членов королевской семьи, не имел права есть. Запретный плод сладок со времён Адама и Евы, а охраняемый – вдвойне. И крестьяне повадились потихоньку таскать клубни и выращивать картофель у себя на грядках. На что, собственно, и рассчитывал Старый Фриц.
  • После смерти Фридриха Великого в Пруссии наступила абсолютно новая эпоха, которая нашла отражение и в изменившихся архитектурных формах. Фридрих II игнорировал уже давно ставший популярным и господствовавший в 1770—1830 годах в Европе классицизм. С вступлением на трон Фридриха Вильгельма II классицизм получил распространение в Потсдаме и Берлине. По приказу нового короля в Потсдаме были построены Мраморный дворец и Новый сад, а в Сан-Суси преемник Фридриха жил лишь эпизодически до 1790 года.
  • Реконструкция Сан-Суси была поручена Фридриху Вильгельму фон Эрдмансдорфу. В то время, когда по приказу Фридриха Великого в 1763—1769 годах возводился барочный Новый дворец, дессауский архитектор создавал в Вёрлицском парке дворец, первое классицистское сооружение в Германии. По его проекту в Сан-Суси появились в потсдамских и берлинских дворцах первые интерьеры в стиле классицизма.
  • Правивший с 1797 года Фридрих Вильгельм III останавливался в виноградарском дворце лишь от случая к случаю. Его семья проводила летние месяцы во дворце Парец либо на Пфауэнинзель.
  • Почти спустя сто лет после того, как был построен дворец Сан-Суси, на прусском троне появился король, убеждённый в божественности своей короны и превосходстве абсолютизма и преклонявшийся перед Фридрихом II. Фридриха Вильгельма IV проявлял большой интерес к замку и парку Сан-Суси, построенным его прадедом.
  • После вступления на престол в 1840 году, ровно спустя столетие после прихода к власти Фридриха Великого, королевская чета окончательно поселилась в гостевых апартаментах в «божественном Сан-Суси», как его называл Фридрих Вильгельм IV. Сохранившаяся оригинальная обстановка дворца была дополнена мебелью эпохи Фридриха II.
  • После тяжёлой болезни Фридрих Вильгельм IV умер 2 января 1861 года в своём любимом дворце Сан-Суси и был похоронен во Фриденскирхе, возведённой в парке Сан-Суси в 1845—1848 годах. Последней во дворце проживала его вдова Елизавета Людовика. В уединении она проводила здесь лето в течение тринадцати лет.
  • После смерти последней его обитательницы королевских кровей дворец Сан-Суси был превращён в музей и тем самым стал одним из первых дворцов-музеев в Германии.
  • После Первой мировой войны и ликвидации монархии виноградарский дворец сначала оставался в собственности Гогенцоллернов, а в 1927 году был доверен попечению созданного 1 апреля того же года Управления государственных музеев и садов. В комплекс Сан-Суси был открыт доступ публики.
  • После Второй мировой войны большая часть фондов, укрытых в Райнсберге, была вывезена в качестве «трофейного искусства» в Советский Союз и была возвращена в ГДР в 1958 году. Обнаруженные в Бернтероде американскими солдатами предметы искусства сначала были доставлены в Висбаден в центральный пункт сбора предметов искусства и в 1957 году переданы во дворец Шарлоттенбург в Западном Берлине.
  • После объединения Германии в сентябре 1992 года собрание книг Фридриха Великого вернулось из дворца Шарлоттенбург на своё прежнее место в библиотеке дворца Сан-Суси, за ней в 1993—1995 годах в Сан-Суси переехало 36 живописных полотен.
  • Учитывая характер дворца как частной резиденции, дворец имеет сравнительно небольшие размеры, но при этом отличается гармоничностью форм и продуманностью деталей. При этом дворец Сан-Суси является локальным центром архитектурного ансамбля. С правой и левой стороной дворец уравновешивается зданиями Картинной галереи и Новых палат. В свою очередь по центральной оси дворец является центром между регулярным садом (внизу) и искусственными руинами (которые изначально должны были иметь бассейн для питания водой фонтанов регулярного сада).
  • Центральное место во дворце Сан-Суси занимают вестибюль (северная сторона дворца) и обращённый к саду мраморный зал (южная сторона дворца).
  • После того, как были разбиты террасы виноградников и достроен дворец, наступило время обустройства окрестностей, где был создан барочный декоративный сад с газонами, цветочными клумбами и древесными насаждениями. Квадратами были высажены 3000 фруктовых деревьев. Апельсины, дыни, персики и бананы росли в многочисленных садовых парниках. О единении декоративных и утилитарных садов говорят богини Флора и Помона, украшающие портал с обелиском у восточного входа в парк.
Просмотров: 400 | | Теги: Сан-Суси, достопримечательности, Германия, потсдам, интересные факты | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: