Собор Святой Цецилии в Альби (фр. Basilique Cathédrale Sainte-Cécile d'Albi ) — кафедральный собор в городе Альби, Франция, центр Римско-католической архиепархии Альби. Собор был построен как крепость после ликвидации последствий Альбигойского крестового похода. Строительство началось в 1287 году и затянулось на 200 лет. На сегодня это, возможно, крупнейшее кирпичное здание в мире.
В 2010 году собор был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Интересные факты о Соборе Святой Цецилии:
Современному собору предшествовали другие постройки. Первый собор периода IV века был в 666 году уничтожен пожаром. Второй собор упоминается в хрониках в 920 году под именем Собора святой Цецилии, покровительницы музыкантов. Он был перестроен в XIII веке в романском стиле, в камне.
Собор в стиле кирпичной готики был построен из кирпича между 1287 до 1480 годами на волне разгрома секты катаров, возникшей в Окситании около 1165 года. Папа Иннокентий III инициировал жестокий крестовый поход (1209—1229), чтобы разгромить секты на юге Франции, не щадя никого. В период после окончания кровопролития доминирование собора над окрестностями и его укрепленный, крепостной облик были призваны продемонстрировать власть и полномочия Римской католической церкви.
Вдохновителем строительства собора был Бернард де Кастане, римско-католический епископ Альби и инквизитор Лангедока. Работа над нефом была завершена около 1330 года.
Собор построен в южно-французском готическом стиле. Из-за отсутствия в окрестностях пригодного для строительства камня, собор был построен почти полностью из кирпича.
Архитектурный ансамбль собора включает в себя колокольню (построена в 1492 году) 78 метров в высоту и врата Доминика Флорентийского (построены около 1392 года).
Неф собора — самый широкий во Франции — 60 футов (18 м).
В интерьере собора нет проходов, они заменяются рядами маленьких часовен между внутренними кирпичными контрфорсами, что делает собор похожим на зальный храм.
По сравнению с обычным готическим стилем, контрфорсы почти полностью «утоплены» в кирпичную кладку.
Основной вход находится на южной стороне и имеет сложное крыльцо с укреплённой лестницей (в отличие от обычной для Франции практики делать вход с запада).
Боковые часовни в нефе получили служебные галереи в XV веке, что несколько уменьшило их значение.
Сложный интерьер разительно отличается от аскетичного экстерьера собора. Центральный хор, зарезервированный для членов религиозного ордена, окружен лекторием с каменными барельефами и группой полихромных статуй.
Ниже органа первоначально располагалась фреска «Страшный суд», приписываемая неизвестным фламандским мастерам. Она занимает почти 200 м², её центральная часть на определенном этапе была утрачена.
Фрески на огромных сводах составляют крупнейший и старейший ансамбль итальянской живописи эпохи Возрождения во Франции.
Соборный орган работы Кристофа Мушереля датируется XVIII веком.