21:30 Собор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург, Россия | |
Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Является музеем и памятником русской архитектуры. Вместимость до 1600 человек. Высота девятиглавого храма – 81 м. Строительство велось в 1883 – 1907 гг. (24 года). Собор освящён 19 августа 1907 года. Проект выполнен в «русском стиле» по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). Внешне напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство храма Торжественная закладка храма состоялась в 1883 г. Комиссию по строительству храма возглавлял Великий князь Владимир Александрович, в ее состав входили архитекторы Р.Б.Бернгард, Р.А.Гёдике, Д.И.Гримм, Э.И.Жибер. Освящение Храма Спаса-на-Крови свершил митрополит Антоний в присутствии императора Николая II и других членов императорского Дома 6(19) августа 1907 г. (в день Преображения Господня, известный как Второй Спас). При строительстве храма были применены новые технологии строительства, здание было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп. В начале ХХ века была реконструирована территория вокруг Храма Спаса на Крови. История прихода Собора Воскресения Христова Собор Воскресения Христова был единственным храмом Санкт-Петербурга, находившимся на государственном содержании (наряду с Исаакиевским собором). Собор находился в ведении Министерства внутренних дел и не был рассчитан на массовые посещения, вход осуществлялся по пропускам. В нём совершались отдельные службы, посвящённые памяти Александра II и ежедневно произносились проповеди. 30 октября 1930 года президиум ВЦИКа постановил закрыть храм. В ноябре 1931 г. Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Собора Воскресения Христова на Крови, но решение вопроса было перенесено на неопределенный срок. В 1938 году вопрос был поставлен снова и положительно решен, но с началом Великой Отечественной войны перед руководством города встали другие задачи. После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нем склад декораций. В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а 20 июля 1970 года было принято решение об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса на Крови. Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 года. В 1970-х были выполнены инженерные и общестроительные работы, проведена большая работа по подготовке к реставрации внутреннего убранства. Непосредственно реставрация самого храма началась в начале 80-х годов, первый этап которой закончился в 1997 году. 19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на Крови» открылся для посетителей. 23 мая 2004 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) в соборе была отслужена первая после более чем 70-летнего перерыва литургия. 21 января 2014 года зарегистрирован приход храма Воскресения Христова (Спас на крови). Архитектура и внутреннее убранство В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием. Место центральной главы занимает шатер высотой 81 метр. Всего Собор Воскресения Христова на Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу. В основании восьмигранного шатра на его стене имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. Вверху шатёр сужается, в нём прорезаны восемь выступов с окошками. Шатёр завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок. Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола, образуя при этом симметричную форму композиции. Все четыре купола покрыты цветной эмалью, но при этом разными рисунками. Эти купола располагаются на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов. В западной части собора находится колокольня завершённая куполом, что делает её похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. У звонницы имеется восемь арочных проёмов, разделённых колоннами. Остальные три купола, меньшие по размерам, располагаются на пристройках в восточной части храма. Внешний вид собора
С внешней стороны на храме сделаны надписи, где подчёркиваются достижения России в период правления Александра II. В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика. Внутреннее убранство Собора Воскресения Христова на Крови
В оформлении собора использовались итальянский мрамор, яшма, горный хрусталь. На цоколе храма укреплены 20 гранитных досок, рассказывающих о важнейших событиях царствования Александра II и его реформах, на колокольне изображены гербы губерний и областей России. Особенно значительным в храме, после алтаря, было место, где произошло покушение на императора Александра. Над фрагментом булыжной мостовой была сооружена сень, особая конструкция, которая поддерживалась колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени, возвышался крест из топаза. Под сенью хранятся реликвии собора – часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II. | |
|
Всего комментариев: 0 | |