Запретный город (кит. упр. 紫禁城, пиньинь: Zǐjìnchéng, палл.: Цзыцзиньчэн, буквально: «Пурпурный запретный город»; в наши дни обычно именуется кит. упр. 故宫, пиньинь: Gùgōng, палл.: Гугун, буквально: «Бывший дворец») — самый обширный дворцовый комплекс в мире (961 x 753 метров, 720 тыс. м², 980 зданий). Находится в центре Пекина, к северу от главной площади Тяньаньмэнь и восточнее озёрного квартала (резиденции современных руководителей страны). Главный дворцовый комплекс китайских императоров начиная с династии Мин и до конца династии Цин, то есть с 1420 по 1912 годы; на протяжении всего этого времени служил как местом жительства императоров и членов их семей, так и церемониальным и политическим центром китайского правительства. Отсюда Поднебесной правили 24 императора династий Мин и Цин.
Построенный в период с 1406 по 1420 годы, как дворец китайских императоров Мин, дворцовый комплекс с тех пор претерпел множество изменений. Являясь образцом традиционной китайской дворцовой архитектуры, комплекс повлиял на культурное и архитектурное развитие как Восточной Азии, так и других регионов. С 1925 года Запретный город находится в ведении Дворцового музея, чья обширная коллекция произведений искусства и артефактов была сформирована на базе императорских коллекций династий Мин и Цин. Часть бывшей музейной коллекции сейчас расположена в Музее императорского дворца в Тайпее; оба музея берут своё начало от одного и того же учреждения, однако после Гражданской войны в Китае разделились.
В 1987 году Запретный город первым из китайских объектов был занесён ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. Включён ЮНЕСКО в число крупнейших в мире собраний сохранившихся древних деревянных строений.
Интересные факты о Запретном городе в Пекине:
- Запретный город представляет собой прямоугольник с длинами сторон 961 метр (с севера на юг) на 753 метра (с востока на запад). Он состоит из 980 сохранившихся зданий с 8886 «бухтами» комнат (хотя в это число могут не входить различные вестибюли). Ещё одной часто встречающейся оценкой является 9999 комнат, включая вестибюли; хотя эта цифра часто цитируется, она не поддерживается данными изысканий и, скорее всего, представляет собой устную традицию. В целом, у Запретного города три вертикальные оси; важнейшие здания расположены на центральной оси «север-юг».
- Запретный город был спроектирован так, чтобы являться центром древнего Пекина. Он заключён внутри большей, обнесённой стенами, области, именуемой Имперский город. Имперский город, в свою очередь, заключён внутри Внутреннего города; к югу от последнего находится Внешний город. Запретный город продолжает играть важную роль в городской схеме Пекина.
- Распространённое наименование «Запретный город» является переводом китайского названия Цзыцзиньчэн (Пурпурный запретный город). Другим названием, имеющим такое же происхождение, является «Запретный дворец».
- Название «Цзыцзиньчэн» многоуровневое по своему значению. Цзы, или «Пурпурный», подразумевает Полярную звезду, которая в древнем Китае называлась звездой Цивей и в традиционной китайской астрологии была небесным обиталищем Небесного Императора. Цзинь, или «Запретный», относилось к тому факту, что никто не мог войти во дворец или покинуть его без разрешения императора. Запретный город в самом сердце Пекина был отрезан от остального города рвами и пурпурно-красными стенами; только император и его приближенные имели право здесь находиться, а для простого люда эта часть Пекина была недоступна. Ещё в XIX веке иностранцы почти никогда там не бывали, поэтому, когда Пекин был взят в 1900 году при подавлении Боксёрского восстания, многие европейцы и американцы писали, как они смогли впервые посетить таинственный дворцовый комплекс. Чэн означает «город».
- Сегодня этот объект по-китайски известен, чаще всего, как Гугун, что означает «Бывший дворец».
- В эпоху монгольской династии Юань местоположение Запретного города находилось на территории Имперского города. После падения династии Юань, император Хунъу династии Мин переместил столицу из северного Пекина в южный Нанкин, а в 1369 году распорядился сровнять дворцы Юань с землёй.
- Для его сына Чжу Ди был изобретён титул принца Янь, с резиденцией в Пекине. В 1402 году Чжу Ди узурпировал трон и стал императором, правившим под девизом «Юнлэ». Он сделал Пекин второстепенной столицей империи Мин, и в 1406 году по его указанию началось строительство того, чему предстояло стать Запретным городом.
- План Запретного города был разработан множеством архитекторов и зодчих, а затем изучен императорским Министерством труда. В число главных архитекторов и инженеров вошли Каи Синь, вьетнамский евнух Нгуен Ан, Куаи Сиань, Лу Сиань и другие.
- Строительство продолжалось 15 лет, потребовав труда ста тысяч искусных ремесленников — мастеров резьбы по камню, дереву, художников и т. д. — и до миллиона строителей.
- Колонны важнейших залов были выполнены из цельных брёвен драгоценного «китайского лавра (махила)» — наньму (англ.)русск. (кит. упр. 楠木, пиньинь: nánmù), — Phoebe nanmu (лат.), встречающегося в джунглях юго-западного Китая. Повторить такое достижение в последующие годы не удалось: огромные колонны, которые мы видим сегодня, были сооружены заново при династии Цин, с использованием разнообразных пород сосны.
- Огромные террасы и большие каменные резные орнаменты были сделаны из камня, добытого в каменоломнях под Пекином. Самые крупные фрагменты невозможно было доставить обычными средствами; вместо этого, вдоль маршрута были вырыты колодцы, водой из которых в разгар зимы поливали дорогу. Таким образом создавался слой льда, по которому тащили камни.
- Полы крупнейших залов были вымощены «золотыми кирпичами» (кит. упр. 金砖, пиньинь: jīnzhuān) из обожжённой глины, добытой в семи уездах префектур Сучжоу и Сунцзян. Обжиг каждой партии занимал месяцы; в результате были получены гладкие кирпичи, при ударе издававшие металлический звук. Большая часть внутреннего мощения, которое мы видим сегодня, представляет собой оригиналы, возраст которых составляет шесть веков.
- Почва, вынутая во время сооружения рва, была сложена к северу от дворца, для создания искусственного холма Цзиньшань.
- Ещё до того, как дворец был закончен, Чжу Ди переехал в Пекин под видом «путешествующего и охотящегося» (巡狩): административный центр империи постепенно сместился из Нанкина в Пекин. Когда в 1420 году дворец был закончен, Чжу Ди переехал в него, а Пекин официально стал основной столицей империи. Однако, не прошло и девяти месяцев по завершении их строительства, как три главных зала, включая тронный, сгорели; пройдёт 23 года, прежде чем они будут восстановлены.
- Запретный город обладал уникальными для своего времени характеристиками. Например, во всём огромном дворцовом комплексе не найти ни одной печной трубы. С самого начала, после постройки, здесь была устроена система отопления, проведённая под полом жилых построек. Источники тепла находились за пределами построек, к которым были проведены подземные трубы, по которым и поступало тепло. Также обитатели Запретного города для обогрева использовали особые жаровни с древесным углем, при горении не имевшем дыма и запаха. Эти жаровни были оборудованы специальным колпаком, исключавшим случайный выброс горячих углей. Так что необходимость в печных трубах во дворце отпадала. Такая система отопления была экологичной и существенно повышала противопожарную безопасность в Запретном городе, который, в основном, построен из дерева.
- С 1420 по 1644 годы Запретный город был резиденцией династии Мин. В апреле 1644 года его захватили войска повстанцев под предводительством Ли Цзычэн, и император Чунчжэнь — последний император династии Мин — повесился на холме Цзиньшань. Ли Цзычэн провозгласил себя императором династии Шунь в Зале Военного величия. Однако вскоре он бежал, спасовав перед объединёнными силами бывшего минского генерала У Саньгуя и маньчжурских армий, по ходу дела предав огню части Запретного города.
- К октябрю 1644 года Маньчжуры добились господства в северном Китае, и принц-регент Доргонь провозгласил династию Цин в качестве преемника Мин. В Запретном городе состоялась церемония объявления молодого императора Шуньчжи правителем всего Китая.
- Правители Цин в основном поддерживали минскую структуру дворца, за исключением названий некоторых ключевых зданий. Указатели и таблички с названиями были сделаны двуязычными (на китайском и маньчжурском), а главная часть официальной опочивальни императрицы, — Зала Земного спокойствия, — стал шаманистическим святилищем.
- В 1860 году, во время Второй опиумной войны, англо-французские силы овладели Запретным городом и оккупировали его вплоть до конца войны. В 1900 году императрица Цыси бежала из Запретного города во время Боксёрского восстания, оставив его оккупированным войсками держав договора вплоть до следующего года.
- Служивший домом двадцати четырём императорам, — четырнадцати династии Мин и десяти династии Цин, — после свержения цинской династии в 1911—1912 годах и отречения Пу И, последнего императора Китая, в 1912 году, Запретный город перестал быть политическим центром страны. Однако, по соглашению, заключённому между императорским домом Цин и правительством новой Китайской Республики, Пу И было разрешено — фактически, приказано — проживать в пределах стен Запретного города. Пу И и его семья сохранили за собой право пользования Внутренним дворцом, в то время как Внешний дворец был передан республиканским властям.
- В 1914 году во Внешнем дворце был основан музей.
- В 1923 году Реджинальд Джонстон, — учитель английского языка Пу И, — рассказал ему, что евнухи тайком выносят из дворца драгоценности и продают их в антикварных магазинах. Пу И заказал аудит дворцовых коллекций. Прежде чем начался аудит, пожар уничтожил сады Дворца Созидаемого процветания (建福宫), в котором хранилась большая часть коллекции произведений искусства императора Цяньлуна. В своих мемуарах Пу И утверждал, что пожар был устроен евнухами для сокрытия совершённых ими растрат. Этот пожар ещё усилил общественное раздражение тем фактом, что Пу И продолжает занимать дворец. Сады были восстановлены лишь в 2005 году.
- В 1924 году в результате путча Пекином овладел генерал Фэн Юйсян. Денонсировав предшествующее соглашение с императорским домом Цин, Фэн изгнал Пу И из дворца. Обширная коллекция предметов искусства, собранная минскими и цинскими императорами, перешла в руки республики. На их основе 10 октября 1925 года (Праздник Двух Десяток) в бывшем императорском дворце был создан соответственно названный музей (кит. упр. 故宫博物院, пиньинь: Gùgōng Bówùyùan, палл.: Гугун Боуюань, буквально: «Музей „Бывший императорский дворец»), часто известный и на других языках как Музей «Гугун».
- в 1933 году, японское вторжение в Китай поставило под угрозу безопасность этих национальных реликвий, и они были вывезены из Запретного города. Начиная с 1933 года значительная часть коллекции музея (111 549 единиц хранения, включая важные артефакты и императорские троны), были упакованы и эвакуированы. Вначале они были отправлены в Нанкин, а затем в Шанхай. Однако вскоре японские войска стали угрожать Шанхаю. Исполнительный Совет принял решение эвакуировать коллекции на дальний запад. Артефакты были разделены на три партии. Одна направилась северным маршрутом в сторону Шэньси. Другая была отправлена по Янцзы на юго-запад страны, в направлении Сычуаня и Гуйчжоу. Последняя партия была транспортирована на юг, в сторону Guangxi. Все три коллекции оказались в относительной безопасности в Сычуане, где они оставались до конца войны.
- Японская армия захватила Запретный город в Пекине. Многие сотрудники музея оставались в Пекине всю войну, и либо из-за их присутствия, либо из-за уважения японских властей к бывшему хозяину дворца (ставшему императором прояпонского государства Маньчжоу-го), часть коллекции, остававшаяся во время войны в Пекине, также уцелела. Японская армия смогла вывезти лишь несколько больших бронзовых чанов и фрагменты пушки. Большая часть этих трофеев была после войны обнаружена в Тяньцзине.
- В 1945 году — в конце Второй мировой войны, после победы над Японией и окончания гражданской войны — артефакты были перевезены обратно в Нанкин и Пекин. Замечательно, что ни один из них не был ни повреждён, ни утерян. Коллекции музея в пекинском Запретном городе с тех пор расширялись за счёт передачи экспонатов из других музеев страны и из других источников.
- В конце 1940-х годов, после того как гоминьдан проиграл гражданскую войну в Китае, Чан Кайши приказал перевезти артефакты музея «Гугун» из Запретного города и Национального музея в Нанкине на Тайвань. По мере развития событий, никакие артефакты из Пекина отправлены не были; однако многие из лучших коллекций, хранившихся в Нанкине (2972 ящика из 13427), были переправлены на Тайвань, где они стали ядром Музея Императорского Дворца в Тайбэе.
- В результате улучшения отношений между КНР и Тайванем в XXI веке стало возможным и развитие контактов между пекинским и тайбэйскими музеями «Гугун». Начиная с 2009 года в Тайбэе были проведены ряд важных совместных экспозиций с предметами из обеих (пекинской и тайбэйской) коллекций. Однако из Тайбэя в Пекин для выставок пока лишь посылаются фотографии и видеозаписи, но не оригиналы экспонатов, ввиду неурегулированности их правового статуса: тайваньская сторона не уверена в том, разрешат ли власти КНР вернуть на Тайвань посланные в Пекин экспонаты.
- В 1949 году у Врат Небесного Спокойствия — прямо напротив Запретного города — была провозглашена Китайская Народная Республика. На протяжении следующих двух десятилетий были внесены различные предложения — сравнять с землёй или реконструировать Запретный город, чтобы разбить общественный парк, построить транспортную развязку или «развлекательные объекты».
- В 1987 году ЮНЕСКО объявила Запретный город объектом Всемирного наследия под наименованием «Императорский дворец династий Мин и Цин» — в связи с его важной ролью в развитии китайской архитектуры и культуры.
- Несмотря на усилия, прилагаемые для предотвращения коммерциализации дворца, существует некоторое количество коммерческих предприятий — таких, как сувенирные магазины и фотографические киоски. Эти коммерческие предприятия часто становились предметом разногласий.
- В 2005 году корпорация IBM и Дворцовый музей анонсировали совместный проект создания на базе Интернета виртуальной модели Запретного города и ассоциированных с ним объектов в Пекине. В 2008 году этот сетевой проект культурного наследия был выпущен в свет под названием Запретный город: Вне пространства и времени. Он реализован как на английском, так и на китайском языках. Виртуальный Запретный город включает в себя около 800 зданий и представляет интерактивные трёхмерные модели построек Запретного города и культурных артефактов.
- В наши дни дворцовый комплекс является одной из главных туристических достопримечательностей Пекина. Запретный город ежегодно посещают около 7 миллионов человек; в летний период, число туристов достигает 77 тысяч в день.
- В 2005 году начался рассчитанный на шестнадцать лет проект по ремонту и реставрации всех зданий Запретного города, с целью их возвращения к состоянию до 1912 года. Эта реставрация — крупнейшая из всех предпринятых за два века; она предполагает поочерёдное закрытие участков Запретного города для проведения оценки, ремонта и реставрации. Некоторые заброшенные или разрушенные участки перестраиваются, что также является составляющей проекта.
|